Что такое искусственное мясо, как выглядит и как его делают. Выгодно ли инвестировать в компании по производству искусственного мяса.
Многие уже знают, что нашей планете грозит перенаселение. По подсчетам ученых, ресурсов Земли хватит только для производства 40 килограмм мяса на каждого из 7 миллиардов людей, населяющих Землю. А ведь к 2060 году население планеты вырастет на четверть — до 9,5 миллиардов!
Хорошая новость для мясоедов! Ученые научились выращивать мясо из пробирки, которое по вкусовым и питательным свойствам ничем не уступает натуральному.
Искусственное мясо
Как делают искусственное мясо?
В основном производители выращивают искусственное мясо из стволовых клеток животных. Конечно, это более гуманный способ, чем традиционное мясное производство. Ведь приходится жертвовать жизнью ограниченного количества животных, клетки которых будут использоваться в качестве основы.
Отобранных для производства искусственного мяса животных содержат в максимально комфортных для них условиях, кормят отборным кормом. Это делают для того, чтобы получить максимально чистое на клеточном уровне мясо.
Затем выращенное животное «приносят в жертву». Его клетки помещают в специальные биореакторы, где в теплом питательном растворе они очень быстро размножаются, превращаясь в комочки фарша.
Как выглядит искусственное мясо
К сожалению, есть небольшая проблема. Искусственно выращенное мясо не совсем похоже на натуральное. Вкус значительно отличается, причем в не лучшую сторону. А консистенция у культивированного мяса эластичная и пористая.
Стартап под названием Impossible Foods попытался решить эту проблему, создавая говядину из растительных компонентов, а не из клеток животных.
Биохимики Impossible Foods попытались понять, почему натуральное мясо так привлекательно на вкус и на запах при обжаривании его на сковородке. Разложив натуральное мясо на молекулы, они на химическом уровне попытались повторить его, только из растительного сырья.
В проект Impossible Foods поверили большие люди: самый богатый человек планеты Билл Гейтс и самый состоятельный бизнесмен Азии гонконгский предприниматель Ли Кашин инвестировали свои деньги в акции этой компании.
Стоит ли оно того – инвестирование в продовольственную революцию, а именно инвестирование в производство искусственного мяса?
Вполне возможно, что в недалеком будущем основой мясных блюд станет искусственное мясо, выращенное в пробирке. Его популярность растет такими темпами, что акции компании новой индустрии дорожают на сотни процентов после выхода на биржу. Судя по прогнозам аналитиков, это только начало.
Инвестиции в мясо из пробирки
Искусственное мясо – компании производители
Перечислим компании искусственного мяса. Производитель искусственного мяса Beyond Meat (NASDAQ: BYND) появился в 2009 году, и к выходу на биржу в мае 2019 года успел провести 7 раундов венчурных инвестиций. Главными инвесторами выступили фонды Kleiner Perkins (владел долей 15.9% на момент IPO), Obvious Ventures (9.2%), DNS Capital (9%) и Cleveland Ave (5.4%).
IPO прошло по $25 за акцию, а уже в конце июля бумага стоила рекордные $239.71, то есть максимальная доходность размещения составляла 850%.
Бизнес Beyond Meat развивается не только за счет продаж в супермаркетах и онлайн-магазинах на локальном рынке США, но и за счет партнерства с известными ресторанными сетями и фастфудами. Сейчас продукты и блюда с искусственным мясом от Beyond Meat продаются более чем в 58 тысячах розничных торговых точек, ресторанах и кафе в 53 странах мира, включая Россию.
Например, в сети ресторанов быстрого питания Subway теперь можно купить саб-сэндвичи для вегетарианцев из альтернативного мяса Beyond Meat. Продукт стал продаваться в сентябре в 685 локациях в США и Канаде, и уже началось тестирование продаж в Великобритании.
Особенно важным для компании является сотрудничество с сетью McDonald`s, тестирование продаж уже ведется в отдельных ресторанах Канады. О результатах станет известно в первой половине 2020 года, и в случае успеха бургеры из искусственного мяса появятся в меню сети.
Спрос на продукцию компании остается высоким, тем не менее после выхода отчетности бумаги Beyond Meat просели на 22,2%. Основная причина – снятие запрета на продажу акций со стороны участников IPO. Воспользовавшись удачным моментом после выхода позитивной отчетности, инвесторы сократили позиции в бумаге, чтобы зафиксировать хорошую прибыль.
Волатильность акций данной компании сохранится, так как бумага остается чувствительной к любым новостям, вокруг стремительно развивающегося рынка искусственного мяса.
Главный вопрос для инвесторов – какую долю рынка способна взять Beyond Meat в течение 5-10 лет.
По словам главы компании Итана Брауна, её долгосрочная цель по годовой выручке находится на уровне $40 млрд. Для сравнения: выручка корпорации McDonald`s за 2018 год составила $21 млрд.
Конкуренты
Beyond Meat стала одной из первых компаний на рынке искусственного мяса, но сейчас ежеквартально появляются новые игроки. Порог входа в этот бизнес низкий, поэтому борьба усилится вслед за ростом спроса на новую продукцию.
Текущий объем глобального рынка растительного мяса оценивается более чем в $14 млрд., что составляет 1% от всего мясного рынка объемом в $1.4 трлн. По прогнозам экспертов, новый сегмент способен вырасти в 10 раз за ближайшую декаду, а к 2040 году достигнет объема в $240-245 млрд.
Один из главных конкурентов Beyond Meat – американский стартап Impossible Foods, который тоже производит заменитель мяса из растительного сырья. Компания выбрала другую модель экспансии, отдав предпочтение на первом этапе партнерствам с ресторанными сетями вместо продаж продукции в супермаркетах. Благодаря удачному эксперименту с Burger King теперь практически в каждом ресторане Burger King в США можно попробовать бургер Impossible Whopper с растительным мясом от Impossible Foods.
К слову, Burger King также начал тестировать подобную интеграцию с другим производителем растительного мяса, голландской компанией Vivera, специализирующейся на вегетарианских продуктах.
Еще один американский стартап-производитель искусственного мяса Hungry Planet делает ставку на премиальное качестве, вкус и разнообразие продуктов, предлагая, например, растительный заменитель куриного мяса.
«Альтернативные» бургеры пользуются спросом не только у вегетарианцев. Котлеты содержат примерно такое же количество белка, но меньше калорий, вредных жиров и соли. Значит, востребованы теми, кто старается следить за своим питанием.
Бургеры из искусственного мяса
Однако рынок будет расти не только за счет общепита, но и розничных продуктовых сетей.
Например, продукцию Beyond Meat уже можно купить в США в таких сетях, как Walmart, Target, Whole Foods и даже в онлайн-магазине Amazon. Impossible Foods начала экспериментировать с открытием собственных торговых точек.
К производству альтернативного мяса проявляют интерес и крупные игроки пищевой промышленности. Среди них корпорация Kellogg, производящая котлеты, сосиски и наггетсы под брендом MorningStar Farms, а также компания Nestle, которая в 2019 году начала продавать свой Awesome Burger.
В России такое мясо можно попробовать в ресторанах TGI Fridays, «Теремок», а в некоторых супермаркетах «Лента» мясо Beyond Foods продается в сыром виде. Стоимость в магазинах будет конкурировать с премиальным мясом в ценовом сегменте 3 тысячи рублей за килограмм.
Индустрия искусственного мяса стремительно растет, что оказывает благоприятное влияние на окружающую среду: выращивание крупного рогатого скота сейчас добавляет больше углекислого газа в атмосферу чем автомобили.
Пока стоимость такого мяса выше, чем обычного, однако рост производства и улучшение существующих рецептов помогут решить эту проблему в будущем.
Для инвесторов инвестиции в искусственное мясо – это один из перспективных секторов, который может принести сотни процентов прибыли в течение следующих 5-10 лет.