Главная » Инфо » Статьи » Расчет продажной цены блюд в общепите

Расчет продажной цены блюд в общепите

Методы ценообразования в общепите

Не существует единого метода ценообразования, который может быть применен ко всем блюдам меню.

Как уже отмечалось, если бы процесс ценообразования можно было представить математической функцией, то есть цену продажи получать прибавлением к себестоимости накладных расходов и прибыли, то мы могли бы просто запрограммировать компьютер для расчета цены каждого блюда.

Но наша цель (как и любого бизнеса вообще) – восстановить издержки и получить прибыль за затраченное время, за сделанные вложения, за риск.

цены блюд в общепите

Большинство методов ценообразования начинается с калькуляции стоимости блюда. Мы расписываем, сколько стоят различные ингредиенты, и определяем стоимость порции исходя из доходности.

Потери в процессе приготовления, или классическая усушка-утруска, делают затраты почти всегда выше запланированных.

У каждого профессионала свой метод определения цены продажи. Некоторые очень сложны и учитывают многочисленные составляющие – от расходов на приобретение продуктов до трудовых затрат. Другие сравнительно просты.

В международной системе Food & Beverage наиболее часто при определении цены используют метод, согласно которому бюджет ресторана предусматривает затраты на закупку продуктов (food cost) в размере 33 процентов.

Расчет продажной цены блюд – примеры

Рассмотрим пример.

В меню включен антрекот из говядины: 100 граммов х 10 у.е. (за 1 килограмм) = 1 у.е. (здесь и далее у.е. – это условные единицы, не связанные ни с каким видом валюты).

Цена продажи определяется следующим образом. Окончательная цена = 100 %. Следовательно, 100 : 33 = х : 1, х = 3 у.е.

Получается, что цена продажи антрекота составляет 3 у.е., прибыль – 2 у.е.

Метод несложен. Он основан на фиксированном коэффициенте доходности, равном 3 (1 у.е. х 3 = 3 у.е.).

Но, независимо от используемого вами метода, нужно иметь в виду, что нельзя применять один и тот же подход ко всем без исключения блюдам.

Типичное меню включает разные по трудовым затратам позиции.

Например, безалкогольные напитки имеют низкие цены и очень небольшие трудовые затраты, а бифштекс, наоборот – высокую стоимость и значительные трудовые затраты. Обычная логика требует установить цены на напитки низкими, а на бифштекс – высокими. В нашем примере такой подход оправдан, однако автоматическое следование этому принципу во всех случаях приводит к тому, что цены на одни позиции занижены, а на другие, наоборот, завышены.

Закуски и десерты не могут быть дороже основных блюд, каковыми бы ни были трудовые затраты на их приготовление. Основные блюда наиболее существенно влияют на сумму счета, который оплачивает посетитель.

Если закуски и десерты будут стоить больше половины цены основного блюда, то посетитель будет неохотно заказывать их наряду с основным блюдом. Что в этом случае происходит?

Посетитель либо заказывает закуску вместо основного блюда, либо делит основное блюдо с кем-нибудь. Это приводит к тому, что вы теряете возможную прибыль.

Разумная ценовая политика – это не насилие над ценой в стремлении оправдать затраты и получить максимальную прибыль и сумму счета.

Цена на каждую позицию меню – будь то закуска, салат, сандвич, основное блюдо, десерт – должна, во-первых, рассчитываться индивидуально, а во-вторых, быть такой, чтобы клиент был согласен платить.

Выводы

1️⃣ Цель процесса ценообразования – восстановить издержки и получить прибыль за затраченное время, за сделанные вложения, за риск.

2️⃣ Первый шаг в процессе ценообразования – расчет стоимости блюда.

3️⃣ Нельзя применять один и тот же метод ценообразования ко всем без исключения позициям меню.

4️⃣ Закуски и десерты не могут быть дороже основных блюд, каковыми бы ни были трудовые затраты на их приготовление.

Комментирование закрыто.